Арт-пространство “Русская изба”
08.02.2022Таежный доброписец
09.02.2022
К 145-летию со дня рождения Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого, Архиепископа, профессора, доктора медицины
(1877 – 1961)
Святитель Лука, в миру Валентин Феликсович (Войно-Ясенецкий), родился 9 мая (27 апреля ) 1877 г. в Керчи. Он был третьим ребёнком в семье, а всего детей было пять.
Отец Валентина, Феликс Станиславович, принадлежал к Католической Церкви. По профессии он был аптекарем. Мать, Мария Дмитриевна, исповедовала истинную, Православную веру. Согласно сложившимся к тому времени в России устоям, касавшимся воспитания детей, рождённых в смешанных браках, личность Валентина формировалась в русле Православных традиций. Отец его, в общем не возражал против такого подхода и не навязывал сыну собственного мировоззрения. Религиозные основы ему преподавала мать.
В 1889 году семья Войно-Ясенецких переехала в Киев. Здесь Валентин окончил два образовательных заведения: гимназию и рисовальную (художественную) школу. В 1898 году Валентин поступил в Киевский университет, на медицинский факультет. Учился он хорошо, как и подобало способному человеку, сделавшему в отношении будущей профессии обдуманный выбор. Из университета он выпустился в 1903 году. Перед ним могла открыться хорошая карьера, о которой многие, менее талантливые сверстники, могли только мечтать. Но он, к удивлению, окружения, объявил, что желает стать земским, «мужицким» доктором.
С началом русско-японской войны Валентин Феликсович, приняв предложение руководства, отправился, на Дальний Восток, для участия в деятельности отряда Красного Креста. Там он возглавил отделение хирургии при госпитале Киевского Красного Креста, развернутом в Чите. На этой должности В. Войно-Ясенецкий приобрёл колоссальный врачебный опыт.
В этот же период он познакомился и связался узами любви с сестрой милосердия, доброй и кроткой христианкой Анной Ланской. В 1904 году молодые сочетались венчанием в местной читинской церкви. Со временем Анна сделалась верной помощницей мужу не только в семейных делах, но и в докторской практике.
После войны В. Войно-Ясенецкий осуществил свое давнее желание стать земским врачом. В период с 1905 по 1917 год он трудился в городских и сельских лечебницах, в разных регионах страны: в Симбирской губернии, затем в Курской, Саратовской, на территории Украины, наконец, в Переяславле-Залесском.
В 1908 году Валентин Феликсович прибыл в Москву, устроился в хирургическую клинику П. Дьяконова экстерном.
В 1916 году закончил писать и с успехом защитил докторскую диссертацию. С 1917 по 1923 года он жил в Ташкенте, трудился в Ново-Городской больнице хирургом. Своим опытом он охотно делился с учениками, преподавал в медицинской школе (впоследствии реорганизованной в медицинский факультет).
В этот период серьёзным испытанием для В. Войно-Ясенецкого обернулась смерть горячо любимой супруги, умершей от туберкулеза в 1919 году, и оставившей без материнской заботы четырех детей.
В 1920 году Валентин Феликсович принял предложение возглавить кафедру в Государственном Туркестанском университете, недавно открытом в Ташкенте.
Помимо исполнения служебных и семейных обязанностей в этот период он принимал активное участие в церковной жизни, посещал собрания Ташкентского братства. Однажды, после удачного доклада В. Войно-Ясенецкого на церковном съезде Ташкентский епископ Иннокентий высказал ему пожелание, чтобы он стал священником. Не помышлявший о таком варианте своего жизненного пути В. Войно-Ясенецкий вдруг ответил архиерею без промедления, что согласен, если это угодно Богу.
В 1921 году он был посвящен в сан диакона, а через несколько дней — в иерея. Став священником, отец Валентин получил назначение в местный, ташкентский храм. При этом он не прерывал ни врачебную, ни преподавательскую практику.
В 1923 году развернувшееся при Церкви движение обновленцев добралось до Ташкента. В том же 1923 году отец Валентин принял монашеский постриг. Сообщают, что изначально Епископ Уфимский Андрей (Ухтомский) предполагал дать ему монашеское имя Пантелеймон, в честь прославленного Богом христианского целителя, но затем, выслушав его проповеди, поменял решение и остановил выбор на имени Евангелиста, врача и апостола Луки. Так отец Валентин стал иеромонахом Лукой.
Врача и архипастыря могут считать своим Ташкент, Тамбов, Симферополь, но все-таки самая тяжелая и славная часть его пути связана с Красноярским краем. В ссылках он провел в общей сложности более 11 лет, из них более половины – здесь. В конце 1923 года его по надуманному обвинению приговаривают к ссылке в Сибирь. По пути в Енисейск он делает операции в деревнях, где вместе с конвоем останавливался на ночлег, а по прибытии в город, уже в январе 1924-го, почти с ходу, начинает принимать больных и служить литургию на дому. Слава его выросла неимоверно, и ГПУ приняло решение сослать его еще дальше на Север – в Туруханск. Но и там архиерея и врача почти весь город (тогда – поселок) встречает на коленях. Здесь он оказался единственным врачом, выполнял сложнейшие операции.
Первая красноярская ссылка закончилась в январе 1926 года. Вторая пришлась на 1940 год, но арест и следствие начались раньше, в 37-м. В вину епископу вменялось создание «контрреволюционной церковно-монашеской организации», проповедовавшей недовольство советской властью и, кстати, «пораженческие взгляды в отношении СССР в предстоящей войне с Германией»… С 1937 по 1941 год осужденный епископ жил в поселке Большая Мурта, на территории Красноярского края.
Когда же началась война, краевая власть, понимая профессиональный масштаб этого «чуждого элемента», назначает профессора Войно-Ясенецкого консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталя. Помимо консультаций, он делал по 3–4 операции в день, закончил свой главный труд «Очерки гнойной хирургии», за который после войны был удостоен Сталинской премии. Большую часть премии он пожертвовал на детей, пострадавших от последствий войны; устраивал обеды для бедных; ежемесячно рассылал денежную помощь гонимым священнослужителям, лишенным возможности зарабатывать на хлеб.
27 декабря 1942 года епископу Луке, «не отрывая его от работы в военных госпиталях», было поручено управление Красноярской епархией с титулом архиепископа Красноярского. На этом посту он сумел добиться восстановления церкви в Николаевке, тогда пригородной деревне, в которой и служил, поскольку другие храмы в Красноярске были закрыты.
Архиепископ Лука с февраля 1944 года был переведен по его просьбе на Тамбовскую кафедру. Его назначили архиепископом Тамбовским и Мичуринским. Одновременно он активно занимался хирургической работой в многочисленных госпиталях Тамбова, выступал с докладами, читал лекции для врачей, участвовал в научных медицинских симпозиумах, проходивших в эти годы. В профессиональных сообществах он появлялся всегда в рясе, с крестом и панагией.
В 1946 году владыка Лука назначен архиепископом Симферопольским и Крымским, в мае переехал в Симферополь, где поселился на Госпитальной улице в небольшой квартире из трех комнат. В Крымской епархии он занимался налаживанием церковной жизни в разоренном войной и борьбой с верующими крае, боролся с властями за то, чтобы не закрывали храмы, много проповедовал. Он продолжал врачебную деятельность: в его квартиру в Симферополе, как и всюду, где жил архиепископ-хирург, на бесплатный прием больные шли бесконечным потоком. Консультировал владыка Лука также в госпиталях и больницах, поражая коллег своими безошибочными диагнозами и многими случаями не только излечения, но и чудесного исцеления тяжелых пациентов.
Архиепископ Лука преставился Господу 11 июня 1961 года и был похоронен на городском кладбище Симферополя у церкви Всех Святых рядом со своим духовником, архимандритом Тихоном (Богоявленским). На его похоронах присутствовало все духовенство епархии и огромная толпа людей, а могила святителя Луки вскоре стала местом паломничества, где по сей день совершаются многочисленные исцеления.
22 ноября 1995 года указом Священного Синода Украинской Православной Церкви архиепископ Лука был причислен к лику местночтимых святых. 18 марта 1996 года в Симферополе мощи святителя Луки были обретены и 20 марта перенесены с кладбища крестным ходом в Свято-Троицкий собор Симферополя.
В августе 2000 года определением Священного Синода Русской Православной церкви на Архиерейском Соборе святитель Лука был причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских для общецерковного почитания.